вторник, 24 июля 2007 г.

Снаряжение УЛ-спиннингиста

В этом обзоре я постараюсь рассказать о том, что беру с собой на водоем. Часть вещей относится к чисто рыболовной тематике, а часть является, так сказать, оборудованием сопутствующим – постараюсь рассказать обо всем как можно детальнее, а кое-что и просто показать.

* Большинство фотографий открываются большего размера, если наклониться к монитору, честно назвать настоящий размер самой большой пойманной вами рыбы, и кликнуть на картинку.


Защита от Солнца

Мушт (тиляпия) активнее всего клюет летом, в самый разгар жары. Для неизраильских читателей этого ресурса поясню, что температура в 40 градусов и влажность близкая к 100% на Кинерете совсем не редкость для июля-августа. Поэтому прежде всего, еще до ловли, необходимо защитить себя от солнечных лучей. Отмечу также, что как только летом солнечный диск выкатывается из-за Голанских высот, пребывание на Кинерете превращается в муку. Я стараюсь не пересиживать утренние часы – 9, 10 утра для меня крайний поздний срок, потом в машину, к кондиционеру, и домой, в сторону Тель-Авива. Итак:

Шапка

На протяжении последних лет я перепробовал много разных видов – от супермодных бейсболок до дедовских соломенных шляп, и пришел к выводу, что шапка однозначно должна быть с полями (то есть не бейсболка). Разумеется, что это в первую очередь важно для летнего жаркого сезона. Иначе обгорает шея, затылок, лоб. Я беру с собой дешевую итальянскую матерчатую шапочку – признаю, что австралийские широкополые шапки с полями и выглядят лучше, и качественней, но я искал более экономичный вариант. И пусть в ней я не выгляжу лощеным франтом, но затылок, лоб и шею она от Солнца защищает прекрасно.

Солнцезащитные очки

Я пользуюсь широкими, закрытыми с боков и очень доволен. Обязательный элемент – шнурок, придерживающий очки на шее. Отсутствие этой мелочи уже стоила мне пары очков несколько сезонов назад.
Если вы еще не пробовали полярицазионные очки - вы много потеряли. Чем лучше (подсказываю - дороже) такие очки, тем больше бликов они нейтрализуют. Иногда, даже ранним утром, в сумерках, я одеваю их, чтобы получше разглядеть, что там, в толще воды?

Крем против загара

С нашим Солнцем шутки плохи – в моей сумке всегда есть крем с уровнем защиты от 30. Чтобы не тащить с собой большой флакон, я покупаю тот крем, который для лица – он в маленьком тюбике.

Рубашка с длинным рукавом

Никак не могу себя заставить носить рубашку с длинным рукавом и летом. Сам понимаю, что при температуре +40 никакой разницы между рубашкой и футболкой нет, но чисто психологически продолжаею носить футболки с коротким рукавом. Может попробовать напечатать лого клуба на рубашках с длинным рукавом – может это заставит меня носить их. Конечно для лета рубашка светлых тонов с длинным рукавом – лучшая чем футболка защита от Солнца.

Обувь

При ловле на пресной воде берег чаще всего представляет нагромождение валунов. При перепрыгивании с валуна на валун ступня должна быть хорошо зафиксирована в обуви, иначе несложно вывернуть или сломать ногу. Для меня самая удобная и доступная обувь - легкие армейские ботинки. Общеизвестно, что самые лучшие вещи делают для армии. Легкие, прочные, быстро сохнущие, плотно и высоко шнурующиеся ботинки прекрасно защищают ноги на рыбалке. Пусть вас не пугает то, что они кажутся "жаркими" – см. пункт о рубашках – на самом деле никакой разницы в ощущениях температуры между сандалями и ботинками нет, разве что сандалии открывают Солнцу еще часть тела.
Вероятно настоящие высокие рыбацкие ботинки с войлочными подошвами подойдут здесь еще больше, да вот беда – в Израиле такие не продаются, а при заказе через Интернет трудно угадать фасон и размер (перевести точно американский размер в принципе можно, а вот узнать, как ботинки будут на ноге вы сможете только после получения).

Подхватка

Подхватка при ловле легким спиннингом необходима только если ваша цель - форель. Эта рыбка настолько обильно покрыта слизью, что удержать ее в руке человеку нетренерованному не представляется возможным. Можно с восхищением смотреть, как заправские нахлыстовики на фирменных видеокассетах при подводке рыбы к ногам ловко выхватывают форель за хвост из воды – у меня так не получается. Я беру с собой подхватку.

Ультралайтовый спиннинг

Иногда удобнее подать муху на нахлыстовом шнуре, иногда – с грузильцем-дробинкой легким спиннингом. Честно говоря у меня никогда не хватало мужества ринуться на берег водоема с двумя удочками за спиной. Долгое время я искал УЛ-удилище с французским катушкодержателем 2-2.5 метров, но так и не нашел. Французский катушкодержатель, для тех, кто с этим термином не сталкивался, это просто такие два кольца, свободно перемещающиеся по ручке спиннинга. Они дают возможность закрепить катушку "по-спиннинговому" – выше, ближе к бланку, или совсем низко, "по-нахлыстовому". Все удилища, которые мне встречались, либо были слишком коротки – 1.5-1.8 метра, что крайне тяжело для нахлыстового заброса, либо при нужном строе и тесте не имели "нужного" катушкодержателя.

В итоге я просто собрал спиннинг сам, на основе бланка St.Croix Avid 7" 1/32-3/16. Конечно, первый опыт сборки был бы невозможен без чуткого руководства и надзора коллег и соратников. Результат превзошел все ожидания – кроме прекрасной и точной палки для ультралайта, я приобрел также посылистое удилище примерно пятого класса для нахлыста. Наверное настоящее нахлыстовое удилище могло бы быть помягче, но зато сегодня я могу просто положить в карман сумки нахлыстовую крошечную катушечку и в течение минуты переориентировать снасть.

Катушка

Тут вечная проблема – бюджет. Иногда ловишь в Израиле, на блесну, рыбку до 1.5 кг, а как правило до 200-300 грамм, а иногда вдруг попадешь на Кипр или в Европу, и кто будет твоим следующим противником можно только догадываться... Так что я выбрал нечто среднее в качестве разумного компромисса – катушки размера 2500 по классификации Shimano. Долгое время ловил Sahar-ой, а недавно купил Stradic. Так получилось, что за годы использования так привык к заднему тормозу и Faith Drag, что продолжаю ловить такими катушками и на УЛ, несмотря на то, что модели с передним тормозом немного легче.

Плетенка

Уже много лет я использую только плетенку FireLine от Berkley. Когда иду блеснить форель или мушта, то беру минимальный размер – 4 либра, или на крайний случай 6 либров.

Цвет лучше взять яркий, заметный на воде – в противном случае бывает, что ловишь на течении, выберешь какое-то место, куда предположительно забросил, а воблер, снесенный течением, уже давно зацепился за левую штанину ваших "вейдерсов" в самом негероическом месте. С якрой леско контролировать приманку намного проще, а тот, кто считает, что яркая леска отпугивает рыбу, может просто поставить в конце метровый поводок из флюркарбона.

Поводковый материал

В качестве поводкового материала я использую знаменитый FrogHair с тестом на разрыв 6 либров, правда рекомендую привязывать плетенку и флюркарбон не друг к другу (тонкая плетенка просто перерезает флюркарбон) а через крошечный вертлюжок.

Сумка (или жилет)

Для рыбалки взабродку или для спиннингования можно брать с собой сумку с коробками для приманок или рыболовный жилет, чтобы разместить всю мелочевку, начиная с коробок с приманками и заканчивая кремом против Солнца, на себе. Если вы ловите взабродку, важно, чтобы ваш жилет был коротким, иначе вам придется заправлять его в забродники, а это делает нижние карманы нефункциональными. Выбор же между сумкой и жилетом вы можете сделать на основании личных ощущений – мне почему-то показалось, что летом лучше носить с собой сумку через одно плечо (в отличие от рюкзака такая сумка не прилегает плотно к вашей спине и с ней не жарко). Зимой я часто беру с собой короткий жилет. Благодаря нынешней милитари-моде любой магазин заполнен брезентовыми сумками с большим количеством карманов – выберите ту, что вам подойдет по размеру, дизайну и фасону.

Коробки с приманками

Первое время меня поражало следующее явление: вы аккуратно складываете несколько приманок в одну ячейку, нежно ставите на стол, а через секунду открываете и не верите своим глазам – тройники намертво прошли сквозь кольца воблеров, или на крайний случай – сцепились через ушки соседних тройников, приманки прижаты друг к другу как группа замерзших во льдах полярников – намертво, без малейшего люфта.
В первую очередь я стараюсь распределить приманки так, чтобы у каждой была своя ячейка, или количество приманок в одной ячейке было сведено к минимуму. Я использую плоские коробки под приманки и стараюсь не совмещать больше 2-3 приманок в одной ячейке. О содержимом коробок я подробно писал в серии очерков "На что клюет на Кинерете?".

Зажим

Несмотря на свой маленький размер, зачастую мушт берет блесну так, что все три крючка тройника оказываются у него в пасти, захлопывая ее намертво. Так как я часто отпускаю эту рыбу – иногда из-за ее уж слишком "нетоварного" размера, иногда просто поддерживая принцип "поймал-отпусти", необходим инструмент, который поможет освободить рыбу от крючков с минимальными повреждениями. С этой задачей прекрасно справляется рыболовный зажим. Впрочем, любой медицинский зажим является его точной копией, так что купить его можно не только вне Израиля, но и в любом магазине медицинских инструментов. Полезная на рыбалке вешь, рекомендую.

Ножницы

В лодке или стоя по пояс в воде, балансируя на валунах пирса или удобно расположившись на берегу, отрезать лишний кусок лески после завязанного узла или в сердцах вырезать спутавшуюся "бороду" лучше ножницами, чем ножом. Ножницами можно удобно работать и одной рукой, результат получается аккуратнее. Случалось мне работать ножницами и разрезая зпутавшуюся в леске мурену (в Эйлате), вырезая ячейки сетки, что опутали крупного мушта (Кинерет) и снимая с кустов (я был на лодке) зацепившиеся на ветках приманки. Не представляю, насколько сложнее все это было бы выполнить, если бы у меня не было с собой ножниц.

Точилка для крючков

Признаюсь, я пользуюсь ей крайне редко – только после зацепов и выравнивания тройников блесен, да еще если вдруг на любимую приманку становится много пустых поклевок. Но именно в этих случаях точилка необходима.

"Йо-йо"

Все это хозяйство сохранить мне помогают несколько значков с карабином, стальным тросиком 50-60 см и роликом. Даже если я уроню ножницы или зажим, страховочный тросик сохранит мне этот нужный инструмент. В Израиле на таких значках крепятся удостоверения работников крупных фирм. Видел я эти значки и в продаже – пусть они выглядят не так элегантно, как фирменные от крупных рыболовных компаний, но дело свое они делают так же. Рекомендую.

Victorinox

Об этих замечательных ножах уже много сказано и написано – я лишь добавлю, что не использовав хотя бы один инструмент из представленных в нем, я не заканчиваю ни одной рыбалки. Признайтесь, что зажать дробинку на леске приятнее все же плоскогубцами, а не зубами. Эти ножи практически не нуждаются в дополнительной заточке, не ржавеют, и прекрасно выполнены. Только не приобретайте дешевую подделку – фирменные Викторинокс и Ледерман должны стоить около 100 долларов – и они того стоят.



Налобный фонарь

Занимает мало места, но порой необходим. Хорошая рыбалка начинается до рассвета. Вставить колечко минивоблера в застежку для мух до восхода Солнца задача крайне сложная без фонарика. Накачать лодку, собрать спиннинг – да мало ли что – не раз такой фонарик меня выручал.

Карабин

Когда нужно подвесить садок за ветку куста или закрепить садок в лодке, нет вещи ценнее карабина. Форель рыбка нежная, чтобы сохранить улов живым – иногда я выпускаю некоторых рыбешек – я подвешиваю садок за ветку куста в тихом месте без течения. Карабин простая удобная штука, вполне декоративная в моменты бездействия. Я не искал альпинистских карабинов, способных выдержать вес пятерых человек, а просто купил обычный, один из самых простых.


Защелки для электроповодки

Приятель подарил – оказалась штука очень полезная. Трудно недооценить удобство этих защелок в тот момент, когда оснащенный, но сложенный вдвое спиннинг несешь в руке через густые кусты. Продаются такие защелки в автомагазинах. Аналогично - и более в щадящем для бланка режиме - будут работать ленты-липучки.

Садок

Не каждый раз забираю с собой рыбу, поэтому в первую очередь искал садок компактный. В итоге я остановил свой выбор на мешке из прочной лески, с кольцом в горловине. Я немного улучшил конструкцию, пропустив в 20 сантиметрах от горловины шнурок с замком-удавкой, как на шнурках курток и капюшонах. Это позволяет мне затягивать горлышко садка, страхуя от потери рыбы. Не раз бывало, что волна сбила садок с колышка, на котором он держится, и садок покачивался на волнах в метре от берега – при этом горловины была затянута шнурком и улов возвращался ко мне без потерь.
Я принципиально против использования металлических садков, так как они ранят рыбу. К слову сказать, такие садки запрещены к использованию в большинстве стран Европы. Металлический садок не оставляет вам выбора после удачной похода отпустить часть пойманной рыбы.

Карабинчики

Самя проблематичная деталь – чуть больший размер убивает игру минивоблера, а чуть меньше - №20 – разгибается в самый ответственный момент. Из маленьких карабинчиков явно надежными зарекомендовали себя карабинчики от Berkley Cross-Lok Snap Swivel самого маленького размера, я стараюсь использовать карабинчики только тогда, когда ловлю на "вертушки".


Застежки для мух (No-Knot Fast Snaps)

Спор, идущий на бескрайниз полях И-нета о том, как крепить воблер к леске и как карабинчики влияют на игру воблера можно сравнить только разве что со спором, что лучше – плетенка или моно... По моим наблюдениям, чем меньше воблер, тем хуже последствия монтажа к карабинчику для его игры. Воблер 1-5 грамм наверняка изменить свою игру в худшую сторону, плавающий станет суспендером или тонущим, тонущий – быстро тонущим и т.д. А кроме показателей плавучести, даже качественный воблер может перестать играть. Поэтому в какой-то момент я перешел к использованию застежек для мух вместо карабинчиков. Это позволяет вам так же быстро менять приманки, никак не сказываясь на игре приманок. Обычно застежки в магазинах представлены тремя размерами – я беру средний.

Обратите внимание! Застежка не имеет механихми противозакручивания, поэтому при использовании "вертушек" лучше "вживить" перед поводком вертлюжок (20-30 см до застежки). В принципе если вы используете "вертушки" малого размера (№00-1) и крепите в 20-30 см от застежки грузильце-дробинку, закручивание лески сводится к минимуму.

Грузильца-дробинки

Ничего особенного – просто грузильца-дробинки. Я предпочитаю самый простой вид – с "ушками", помогающими разжать дробинку, если нужно. Мне даже иногда кажется, что при использовании мини-приманок несимметричная форма грузила (из-за "ушей") является своего рода противозакручивателем.

Резервуар для воды
Забыть воду на рыбалку летом в Израиле хуже, чем забыть спиннинг. Я беру с собой специальные рюкзамки-резервуары, они сохраняют прохладную температуру воды, пить из них можно без отрыва "от производства". Совет: после рыбалки тщательно опустошите резервуар и положите его в морозилку - в противном случае остатки воды могут дать неприятный привкус.

Комментариев нет: